В нашей Школе в программу обучения первых пяти ступеней включены последовательности форм тайцзи-цюань стилей Ян и Чень, а также форма с прямым мечом цзянь:
- 1 год — 24 формы стиля Ян
- 2 год — 40 форм стиля Ян
- 3 год — 36 форм стиля Чень
- 4 год — 45 форм стиля Чень
- 5 год — 45 форм с мечом цзянь
В литературе можно прочитать, что изначально тайцзи-цюань (в переводе — «Кулак Великого Предела») формировался как вид боевого искусства, внутренний стиль ушу, и в качестве такового имел конкретное прикладное значение. Однако впоследствии (и это связывается с именем Яна Лучаня, создателя стиля Ян, и популяризацией тайцзи-цюань) на первый план вышел мощный оздоровительный потенциал этой практики.
По своей сути форма тайцзи-цюань представляет собой последовательность сложнокоординированных движений (форм), выполняемых в медленном темпе и предусматривающих особую работу внимания — концентрацию на согласованности движений частей тела и создаваемых в сознании образов.
Занятия тайцзи-цюань на первых ступенях обучения в нашей Школе имеют несколько составляющих:
1) Обучение сложному, медленному, красивому и — самое главное — осмысленному движению. Такие занятия стимулируют активность обменных процессов в головном мозге, способствуют созданию новых связей между нейронами, развивают так называемые «зеркальные» нейроны. Это является одной из предпосылок сохранения молодости мозга, поддержания его способности к обучению и усвоению любой новой информации.
2) Создание на базе этого движения определенного внутреннего состояния, «работающего» на всех уровнях — ментальном, эмоциональном и физиологическом. Занимающийся тайцзи-цюань учится концентрации, переключает свою нервную систему в иной режим работы (состояние «внутреннего покоя»). Происходит переформатирование привычных стилей и схем поведения — когда человек, привыкший все время спешить в суете стремительно летящих дней, вдруг останавливается, время для него замирает, и он начинает делать МЕДЛЕННОЕ движение, полностью пребывая в настоящем моменте, никуда не торопясь и ни о чем не переживая.
Обратившись к традиционной китайской терминологии, можно сказать, что в результате такой практики у занимающегося происходит активация жизненной энергии ЦИ, усиливается ее циркуляция по меридианам, снимаются энергетические блоки, повышается общий жизненный тонус организма — тело наполняется энергией и желанием жить , чувствовать поток Жизни каждой клеточкой.
3) Практика форм тайцзи-цюань базируется на определенных принципах, имеющих свои корни в философии даосизма. Осмысление этих принципов позволяет практикующему измениться самому и изменить свою жизнь.
Вот некоторые из этих принципов:
· Снятие лишнего напряжения (расслабление при выполнении формы). При выполнении движения тело необходимо отстраивать таким образом, чтобы опора шла преимущественно на костные структуры, а перемещения, по-возможности, совершались вокруг центров тяжести (центров вращения). По мере изучения биомеханики формы и выполнения упражнений на динамическое расслабление занимающиеся обнаруживают, что движение возможно выполнять практически без усилий, а только за счет создания правильных условий и выстраивания структуры. При этом само движение становится очень красивым, плавным и текучим. Перенося этот принцип в жизнь, можно обнаружить, что и обыденные дела мы зачастую совершаем с избыточным напряжением, лишними усилиями, которых можно избежать, если создать условия, хорошо прислушаться и правильно выбрать момент для начала действия.
· Сбалансированность. При выполнении форм тайцзи-цюань очень важным моментом является сохранение баланса — между право и лево, между усилием назад и усилием вперед. Так, на самых простых упражнениях по раскрытию-закрытию человек начинает видеть, что значит отсутствие сбалансированности — движение становится некрасивым, изломанным. В жизни нарушения принципа сбалансированности можно встретить очень часто: например, человек уделяет все внимание работе, а про семью забывает, или работает «на износ» — и забывает про здоровье. В результате, как и движение, жизнь «ломается», становится «некрасивой».
· Пребывание в настоящем, внимание к процессу
· Своевременность.
· Завершенность. Очень важно завершить один этап, прежде чем начинать другой. Не оставлять в тренировках недоученных форм, а в жизни — незавершенных дел.